Для начала хочу извиниться за долгую задержку с обзором. По воле разработчиков ПК-версия получилась весом почти 30 Гб, и её загрузка длилась больше, чем прохождение самой игры.
Релиз же Max Payne 3 стал знаковым событием по двум причинам. Первая: это прямое продолжение истории Макса Пэйна — бывшего копа Нью-Джерси, пережившего глубокую личную трагедию. Вторая: игру делали не Remedy (авторы предыдущих частей), а Rockstar, чьи наработки в области коридорных боевиков ограничились спорным Manhunt.
Сюжет.
Макс постарел. Не сумев взять себя в руки после гибели жены и дочери, экс-полицейский нашел утешение в выпивке, прожигая жизнь в любимом баре. Так длилось до той поры, пока определенные обстоятельства (разумеется, не самые радужные… разве Максу хоть когда-нибудь везло?) не свели его со старым приятелем. Пьянка в баре закончилась экстренным переездом в жаркую Бразилию, а наш герой сменил профессию алкоголика на телохранителя.
Повествование подается одним большим флэшбеком. Всю игру Макс отпускает колкие комментарии о своей жизни и сюжетных перипетиях, а окружение меняется с солнечного Сан-Паулу на дождливый Нью-Джерси, и наоборот. Ниточки памяти Макса забросят нас даже на Панаму.
История вертится вокруг работодателей Макса, типичного семейства богачей: трое братьев, где старший — бизнесмен-неудачник, средний — неприметный политик, а младший — «иванушка-дурачок». Все начинается с попытки похищения членов семьи неизвестными в масках, и Макс берется показать негодяям, насколько крут коп в отставке…
Несмотря на обилие штампов и то, что главного злодея не сложно определить даже по типажу лица, за сюжетом интересно наблюдать. Взаимоотношения криминальных группировок — конек Rockstar, и в Max Payne 3 эта тема раскрыта достойно. То же касается проработки персонажей и диалогов. Хватает и бесполезного трепа, но его не в пример меньше, чем в роликах GTA.
Игровой мир.
Со времен выхода второй части прошло немало лет, но «Макс» так и остался классическим «коридорным» шутером, только с укрытиями и сохранением в контрольных точках.
Неспешное прохождение может занять около 10 часов. На протяжении четырнадцати глав мы будем с оружием наперевес отстаивать интересы семейства Бранко и попутно разбираться в той каше, что заварили их недоброжелатели, втянув туда же и самого Макса.
Поклонникам «песочниц» местные уровни не дадут развернуться. Тропа одна, с неё свернуть невозможно. Порой после ролика или кат-сцены герою и вовсе принудительно дают пистолет, и оружие нельзя переключить, пока не перестрелять врагов под bullet time. А иногда полюбившееся оружие вообще пропадает после скриптовой сцены.
Но отсутствие свободы не помешало авторам разбавить линейный тир собирательством. Обшаривая темные уголки, вы отыщете детали золотого оружия. Обычно на уровне один-два комплекта, и после сбора всех трех частей пушки этого типа становятся золотыми. Это дает приятный бонус в виде повышенного урона и увеличения емкости магазина.
Сбор всех частей оружия на уровне позволит активировать чит-код на бесконечный боезапас, если решите перепройти миссию через меню «выбор главы».
Аналогично обустроен сбор улик — вещей, прямо или косвенно связанных с сюжетом и персонажами. Ими может быть что угодно, от заметки в газете до разговора с туристом. Что именно нужно найти, можно «подсмотреть» в меню «выбор главы», но этот список будет отображен лишь по завершению задания. По аналогии с золотым оружием, все собранные на локации улики подарят чит-код на постоянную камеру смерти (bulletcam).
Игровой процесс.
Визитной карточкой игры остался режим bullet time, позволяющий замедлять время, чтобы убивать врагов в эффектных прыжках, сбивать гранаты и даже уворачиваться от пуль. А вот камера смерти (bulletcam) появилась впервые. При убийстве последнего врага на уровне запускается зрелищная кат-сцена, где в замедленной съемке нам крупным планом показывают полет пули, пронзающей противника.
Чем выше уровень сложности, тем быстрее опустошается шкала bullet time. Не тратится энергия только на прыжки, чем и стоит пользоваться, ибо враги метко стреляют, метают гранаты, прячутся, меняют позиции, могут зажать Макса в угол, а наш протеже мало того, что умирает с нескольких попаданий, так и бронежилетами не пользуется. Да что там, гранаты бросать не умеет!
Регенерации здоровья нет, ранения залечиваются обезболивающим. Лекарство не бесконечно, поэтому использовать его нужно с умом, а лучше не брезговать укрытиями и осторожностью.
Арсенал обширный, встречаются даже пулеметы с гранатометами, а вот взять с собой Макс может не более двух «легких» стволов (пистолеты и ПП) и одного «тяжелого» (автоматы, винтовки). Если стрелять c двух рук, «тяжелое» оружие Макс выбросит. Но экспериментировать незачем: враги отличаются только вооружением и наличием брони — многим хватит одной пули.
Благодаря тщательной проработке физики окружения, бои выглядят реалистично, а происходящее на экране местами напоминает фильм с живыми актерами. Макс может прыгнуть и приземлиться на столе, продолжая стрелять в положении лежа, враги умирают от одной пули только при попадании в голову или сердце, получая ранения, характерно спотыкаются и падают на землю.
Если в чем-то и можно упрекнуть геймплей Max Payne 3, так это в отсутствии разнообразия. Две трети игры пройдут в бразильских трущобах, заброшенных постройках и офисах, да и редкие экскурсы в прошлое Макса не сулят каких-то запоминающихся декораций.
Тактических задач тоже мало: защита цели во время полета на вертолете, прикрытие из снайперской винтовки, поездка на катере с отстрелом преследователей из станкового пулемета — вот и весь джентльменский набор «нестандартных» ситуаций игры.
Техническая часть.
С третьей попытки Rockstar довели свой внутриигровой сервис Social Club до подобаемого состояния. В GTA4 он был скорее обузой, из-за чего убран патчами, в L.A. Noire нужен лишь покупателям не steam-версии ради достижений, а в Max Payne 3 уже сочетает в себе и магазин, и полноценную площадку для организации сетевых баталий.
Несмотря на высокие системные требования, игра бодро работает на средних конфигурациях с высокими настройками графики, да и оптимизация не подкачала. Лишь в первые дни после выхода возникали проблемы с запуском, но и это поправили в заплатках.
Секрет завышенного объема кроется в текстурах высокого разрешения, подготовленных специально для ПК-версии. Увы, оценить их смогут лишь обладатели сверхмощных машин, а их принудительная установка оставляет неприятный осадок. Да и любоваться ими получится не всегда: в гуще сражений внимание сконцентрировано на боевых действиях, а в роликах они «смазываются» сомнительной фишкой с постоянным мерцанием изображения.
Еще одно спорное решение Rockstar — запрет на перевод португальской речи и её же субтитров. Это дань игровой атмосфере, ведь Макс не знает языка местных. Но авторы почему-то не учли интересы аудитории, знающей этот язык, а также тех, кто решился на повторное прохождение ради большего понимания истории.
Качество субтитров также оставляет желать лучшего: мелкий шрифт можно разглядеть только на большом экране и в высоком разрешении, цвет букв часто сливается с фоном, а иногда они просто нечитаемые. В одном месте предложение возникает на доли секунд, и прочитать его можно, если этот участок снять на видео, а затем отыскать нужный кадр в специальном редакторе.
По заверениям создателей, игра бесшовна и мы никогда не увидим экраны загрузки. Частично это так: игра загружается в момент проигрывания роликов, из-за чего многие из них нельзя пропустить. Но если проходить игру не за один сеанс и перезапускать среди миссии, мы таки увидим загрузочные экраны.
Локализация.
Приключения Max Payne 3 в России воистину были невероятными. Сначала магазины цифровой дистрибуции открыли предзаказ ключей активации для Steam, что породило слух о поддержке этого сервиса в розничных копиях. Когда же открылся официальный предзаказ от 1С-СофтКлаб, выяснилось, что и в розничных, и в цифровых версиях активация будет, но исключительно в Social Club. Steam — только в Steam.
Еще одним поводом для народного волнения стали региональные ограничения в Steam-версии, введенные в начале мая. Увы, на этот раз паранойя зарубежного издателя перешла все границы: отдельная версия для России за 600р., отдельная для всего СНГ за 30$. Остается лишь строить догадки, зачем Rockstar понадобилось обирать население СНГ на дополнительные 300р., не оставив права даже выменять более дешевую позицию из России.
Впрочем, не обошлось без приятных бонусов. Сделавшие ранний цифровой заказ, получили в подарок первые две части Max Payne (они также появились в русском сегменте Steam с поддержкой русского языка). Ближе к релизу все покупатели в Steam получили еще и стандартное издание L.A. Noire. Общим бонусом за предзаказ цифровых копий стали наборы вещей для мультиплеера.
На фоне этих интриг, перевод игры нареканий не вызывает. В претензии можно записать лишь отсутствие русской озвучки и перевода субтитров на португальском, но если кого в этом и стоит винить, то исключительно Rockstar и их амбиции.
Мнение.
Max Payne 3 — одна из лучших игр этого года, но далеко не лучшая игра от Rockstar Games. Реалистичная физика, анимация и красивая постановка сюжетных сценок контрастируют с однообразными уровнями, блеклыми декорациями и целым ворохом сомнительных решений, упомянутых выше.
Чтобы получить удовольствие от игры, необходимо самому себя развлекать, благо, от стрельбы здесь можно получить удовольствие. Похожие ощущения я испытывал в TimeShift, где не менее однообразные уровни компенсировались динамичными перестрелками с замедлением и перемоткой времени.
С другой стороны, создатели сохранили атмосферу безысходности и постоянного ощущения рока судьбы, присущего первых двум частям «Макса» от Remedy. Изречения циничного и местами самокритичного Макса Пэйна можно разбирать на цитаты, а сам сюжет находить в какой-то мере поучительным.
Тем не менее, нынешний Max Payne — это не предел возможностей Rockstar. Амбиции разработчиков так и остались только амбициями, а сам Max Payne 3 — всего лишь лучшей интерактивной историей последнего времени.
Текст подготовил Виталий Красновид, автор журнала «Лучшие компьютерные игры».
Вы можете разместить данную публикацию на своем сайте, форуме или блоге, при условии указания авторства и ссылки на первоисточник.
***
Напоминаю, что объективных мнений не может существовать в принципе. В своих обзорах я стараюсь донести до читателей только факты, без влияния эмоций, а также показать, из чего состоит игра. Мнение автора может выражаться только в разделе "Мнение" - этот раздел подчеркивает общее впечатление от игры.